Лузин Даниил — «Не стоит Россия без праведника»

0
(0)

Возраст: 15 лет

Город: Кисловодск

Название работы: «Не стоит Россия без праведника»

В нашей семье часто говорят об А.И.Солженицыне, а в домашней библиотеке хранятся книги с его автографами. Мои родные говорят о его гражданском подвиге, о христианской миссии покаяния,  которое он принёс Богу и всему миру за жестокость сталинских репрессий,  за сломанные судьбы и гибель тысяч невинных людей. Я знал, что он родился в Кисловодске, но познакомился с его творчеством совсем недавно, окунулся в его мир, прочитав рассказ «Матрёнин двор».

Рассказ написан в 1959 году, впервые напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир». Первоначальное название «Не стоит село без праведника» сразу раскрывало его смысл. Жаль, что в советское время в угоду цензуре по совету А.Т.Твардовского автору пришлось изменить название, но всё равно Матрёнин «двор» — это особый мир праведника, мир духовности, добра и милосердия.

Рассказ автобиографичен. После освобождения из заключения Солженицыну хотелось вернуться к чистым истокам Родины, где шумят листвой леса и живут простые люди. Он устроился школьным учителем математики в деревне Мильцево Владимировской области. Его определили на квартиру к Матрёне Васильевне Захаровой. Каждый день он наблюдает незатейливую жизнь скромной труженицы, вместе с ним мы узнаём её трагическую судьбу, погружаемся в этот мир.

Автор не даёт подробного, конкретного портретного описания героини, зато выделяет «лучезарную», «добрую», «извиняющуюся» улыбку Матрёны. Для него важна не внешняя красота человека, а внутренняя, чем он живёт, о чём думает: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Жила Матрёна бедно и одиноко. Она неотделима от своей темноватой избы с большой русской печью, это продолжение её самой, частичка её жизни. За перегородкой шуршат тараканы, шорох которых напоминает «далёкий шум океана»; бегают мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «металась и прощалась тут с избой своей». У неё живет колченогая кошка, подобранная когда-то из жалости, любимые фикусы, которые она спасла при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Бедность постоянно царит в доме Матрёны. Меня потрясло, что питается она в основном картошкой, себе варит покрупнее, животным — мелкую.

Постепенно автор раскрывает нелёгкий жизненный путь героини.  Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжёлая болезнь. Колхоз выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Удивительно, но не обозлилась на этот мир Матрёна, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было средство вернуть себе доброе расположение духа – работа»,- говорит автор. Ни одна пахота не обходилась без неё; она копала, сажала, таскала огромные мешки и брёвна. И всё это «не за деньги – за палочки. За палочки трудодней…».  И в старости не было отдыха Матрёне: то уходила с мешками на болото накосить травы для своей козы, то хваталась за лопату, то шла с бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней топки. Любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи.

Всю жизнь Матрёна помогает другим и ничего не просит для себя. Однако отношение к ней неоднозначное. Люди нещадно пользуются её помощью, не понимают её доброты и бескорыстия, посмеиваются над ней и осуждают её, смешную и глупую. Соседи завидуют мизерной пенсии, которую ей помогает получить постоялец. Родные почти не появляются в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. Сёстры недовольны её решением завещать избу приёмной Кире, дочери её любимого жениха Фаддея. А он, её первая любовь, оказывается жадным и ищущим выгоды от неё. Когда Кира выходит замуж, Фаддей требует наследства для молодых ещё при жизни Матрёны. Результатом его жадности становится трагедия. Горницу разбирают, желая сэкономить на перевозе, грузят на сани и увозят ночью. Сани застревают на переезде, гибнет Матрёна и сын Фаддея.

В доме Матрёны в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьём окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о матери», об этом сожалеет Кира. Говорят, что смерть всегда выбирает лучших. В этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна — праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже  не за свои грехи. «Умерла Матрёна, а вместе с нею её Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у неё в душе и, наверное, помогал ей в жизни», — пишет А.И.Солженицын.

Автор признаёт, что он, как и другие, до конца её не понял, лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрёны. Рассказ — это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души. Если встречаются ещё такие люди в жизни, как правило, они вызывают у окружающих непонимание, насмешку, а порой и раздражение. При всей своей покорности судьбе и беззащитности Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор»: доброту и терпение, чистую душу и внутреннюю свободу.

         Но гибнет Матрёна — и  рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. Некому защитить Матрёнин двор. Никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

 Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьёзные размышления.

Благодаря Матрёне, мы понимаем, что Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой душой и божественной энергией. Они смотрят на нас ясными, глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни судачили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости и бескорыстию, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.

Ведь и сам Александр Исаевич такой же праведник, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы сказать правду, но не всем нужна его правда, не всем она удобна.

В отечественной истории есть такие события, которые на протяжении длительного времени официально не признавались. Однако всегда находятся те, кто не боятся сказать правду в глаза обществу, пусть даже ценой собственного благополучия или жизни. В нашей литературе таковым стал Александр Солженицын, один из первых описавший последствия коллективизации и жизнь политзаключённых. Сколько гонений пережил он, заключение, сталинские лагеря, преследования, лишение гражданства и высылку за пределы страны. Родина «пнула его грязным сапожищем». Горячо любя Родину, Солженицын прощает ей эту несправедливость, как простил бы свою родную мать. Самое удивительное, что он не озлобился, не затаил обиду. Двадцать лет жизни в изгнании посвятил поиску путей возрождения новой России.

Вернувшись на Родину, он продолжает свою борьбу с несправедливостью и недостатками. А.Солженицын ушёл из жизни так и непонятый многими. Сколько клеветы и ложных мнений до сих пор витает вокруг него. Как говорится, «нет пророка в своём Отечестве». Для одних он — великий гражданин России,  лауреат  Нобелевской и Государственной премий, который обнажает раковые опухоли нашего общества, помогает избавиться от недостатков и пороков, очиститься духовно. Для других — лжец и предатель, который порочил светлый образ страны Советов, «вынес сор из избы». Много недоброжелателей выявилось, когда в Кисловодске решили установить памятник писателю, но их нестройный хор быстро стих. Памятник стоит и свидетельствует о гордости кисловодчан называть Александра Исаевича своим земляком.

Солженицын, безусловно, писатель мирового масштаба, живший в постоянной тревоге и болью за судьбу России. Он хотел, чтобы сам народ деятельно участвовал в жизни страны. Говоря о сбережении народа, он давал дельные советы властям, думал о том, как нам обустроить Россию.

Сейчас самое важное для нас — не спеша читать Солженицына. Вместе с ним размышлять о трагических событиях двадцатого века, причинах, их вызвавших, учиться у него мужеству, нравственной стойкости, верности идеалам справедливости и добра, жить не во лжи, жить по совести.

Оцените работу!

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нас в соцсетях!

Подарите стикер участнику
39.00 руб.
44.00 руб.
44.00 руб.
44.00 руб.
49.00 руб.
49.00 руб.
59.00 руб.
59.00 руб.
Оплачивая покупку Вы соглашаетесь с Договором оферты
Стикер появится на странице участника в течение 24 часов

Добавить комментарий