Рочева Елизавета — «Солженицын — соотечественник и современник»

0
(0)

Возраст: 14 лет

Город: Кисловодск

Название работы: Солженицын — соотечественник и современник»

Вначале добавляем личное восприятие писателя и его творчества: в прошлом году с классом читали рассказ, я слышала имя писателя, знала, каие произведения написал, но это был первый опыт прочтения и понимания творчества Солженицына. Что вначале было непонятно, не похоже на то, что читали раньше… и тому подобное.

Читая рассказ, дошла до строчки «Торфопродук? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить так». Причем здесь Тургенев? Почему Солженицын вспомнил имя Ивана Сергеевича? Стихотворение «Русский язык». Тургенев всегда ратовал за сохранение, бережное отношение. Сам был мастером.

Имя Тургенева так близко и знакомо. Особенно всем, кто учится в СОШ 29  Тургеневские олимпиады «Дворянских гнёзд заветные аллеи», «Тургенев — поэт», «Тургенев и музыка».  Как-то трудно было представить рядом этих писателей. И дальше немного размышлений по поводу языка произведений писателя, создавшего прекрасный мир дворянских усадеб, описавший простую и незатейливую красоту орловских полесий, в которую влюбляется каждый читающий эти произведения.

Была, правда, и такая олимпиада «Записки охотника – поэма о красоте и мощи русского народа»

Здесь о Тургеневе – авторе «Записок», о судьбе русского народа, его роли в истории России.

Оба писателя думали не только о судьбе русского народа. Их волновали нравственные вопросы. Ни тот , ни другой не идеализировал русского мужика.

Ушли  в прошлое обвинения А. И. Солженицына в измене Родине, ушли статьи, клеймящие «антипатриота», «сиониста». Что же произошло за последние десятилетия, когда А. И. Солженицын вернулся В Россию? Год тысяча девятьсот девяностый вошёл в историю нашей литературы как год Солженицына: произведения выдающегося русского писателя стали достоянием российского читателя. Многие издательства печатали его романы, а в «Современнике» обрела жизнь книга «малой прозы» писателя, вышло семитомное собрание сочинений. Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала до сих пор. Возможно, произошло это потому, что Солженицын больше, чем какой-нибудь другой русский писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, и что с нами происходит сегодня.

Но осталось и непонимание, которое накладывается на неумение «поразмыслить самому». Писатель, составляющий гордость русской литературы, вновь был отвергнут теми, кто не даёт себе труда вникнуть в широкий смысл его творчества. Прочесть два десятка объёмистых сочинений Солженицына – это требует усилий, и немалых. Но, прочитав их, можно избежать необходимости прочтения сотен и сотен книг других авторов. Обладая огромным талантом, чувством высочайшей ответственности и исключительной трудоспособностью, Солженицын создал произведения, заставляющие читателя задуматься не только над многими историческими вопросами и фактами, но и о духовном и нравственном состоянии общества.

Среди этих произведений особое место занимает рассказ «Матрёнин двор» как одно из первых в нашей литературе так называемой «деревенской прозы». У Солженицына свой взгляд на историю коллективизации в нашей стране и её последствия, на судьбу деревни и тех, кто живёт и трудится на земле. В рассказе «Матрёнин двор» писатель показывает разорение русской деревни. Герой произведения, который одновременно является рассказчиком, едет жить и работать в далёкий деревенский уголок с поэтическим названием Высокое Поле, где, как ему кажется, «не обидно бы и жить и умереть». Но оказывается, что в деревне давно не пекут хлеба, там вообще «не торговали ничем съестным». А все жители за всякой снедью ездят в город. С горькой иронией говорит герой и названии станции – «Нефтепродукт». Вряд ли оно настолько поэтично, как Высокое Поле! Но это примета времени, в которое вокруг деревни уже нет тех «дремучих, непроходимых лесов», какие были прежде, а дышит над ней фабричная труба.

Показывая разорение деревни, которая испокон веков была кормилицей всей России, говорит писатель и о разорении духовном тех, кто живёт на этой земле. И если ещё стоят село, деревни, то только благодаря тому, что есть в них такие праведники, как Матрёна – героиня рассказа Солженицына.

Где-то здесь надо вставить немного о тургеневской Лукерье-праведнице

Произведение во многом автобиографично, а у главной героини был реальный прототип – Матрёна Васильевна Захарова, жительница Владимирской области. Писателю, как он сам говорил, ничего не надо было выдумывать: «жизнь Матрёны Васильевны и смерть её воспроизведены как были».

В поисках жилища встретился рассказчик с Матрёной, женщиной лет шестидесяти, живущей одиноко в просторном, добротно срубленном, наверно, для большой семьи доме. Неторопливо ведёт своё повествование Солженицын, из которого постепенно узнаём мы о судьбе Матрёны. А пришлось ей на своём веку перетерпеть много горя и несправедливости. Не сложилась её женская судьба: пережила Матрёна смерть шестерых детей, потеряла на войне мужа и всю жизнь проработала в колхозе. Жизнь Матрёны – это судьба  и многих русских женщин в деревне, тяжёлая, безрадостная, в ежедневных трудах и заботах, порой даже непосильных даже здоровому и крепкому мужику. И что в итоге? Горькая обида на колхоз, который оставил её без пенсии и поддержки да тяжёлая болезнь.

Но удивительно то, что, несмотря на все невзгоды, сердце этой женщины не озлобилось на весь белый свет, не ожесточилось. И на старости лет не знает Матрёна ни  покоя, ни отдыха: «Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом – по ягоды в дальний лес». Рассказчик постоянно замечает добрую улыбку и ласковые глаза Матрёны. Запомнится ему и её речь, похожая на «тёплое мурчание, как у бабушек в сказках». И если хмурится иногда лоб Матрёны, то ненадолго, потому что «у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Ни на кого не сердясь, по первому зову шла Матрёна помогать колхозу, соседке, дальним родственникам, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».

Каким же должно быть отношение окружающих к Матрёне? За то, что помогала людям бесплатно и в колхозе работала за «палочки-трудодни», что выслушивала с сочувствием жалобы на мужа «второй Матрёны», жены своего бывшего возлюбленного, и вырастила чужого ребёнка, не обделив его ни лаской, ни заботой, Матрёну в деревне называли глупой, посмеивались над ней, даже осуждали, что лезла во всякую мужицкую работу. Жила Матрёна одиноко, бедно, хотя и были у неё родственники: сёстры, приёмная дочь Кира, золовки. Боялись они приходить к ней: вдруг старуха станет просить помощи, или придётся за ней, больной, ухаживать.

Смерть Матрёны для рассказчика оказалась потерей родного человека, который и погиб-то из-за своего бесконечного стремления помогать людям: «Нет Матрёны. Убит родной человек». В этих двух предложениях, коротких, но беспощадных в своей реальности Солженицын выразил горькое чувство осознания какой-то трагической непоправимости и сожаления своего героя, понимающего, какого в своей жизни человека потерял не только он, но и вся деревня, вся русская земля.

Читая рассказ А.И. Солженицына, с обидой за Матрёну мысленно обращалась ко всем героям произведения: «Как же удобно жить рядом с таким добрым, безотказным и работящим человеком и пользоваться этой добротой и безотказностью!» Да, удобно. Но самое страшное то, что никто из героев рассказа (кроме, конечно, самого автора-рассказчика) не понимает значение этой потери. Ушёл из жизни человек, никем так и не понятый, глубоко одинокий и несчастный. И в суете похорон Матрёны, которым посвящена вся третья глава рассказа, автор ещё раз подчёркивает безразличие, равнодушие людей. Родные по-человечески и оплакать не смогли Матрёну: «В плаче заметил я холодно-продуманный, исконно-заведённый порядок… Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика».

После смерти Матрёны в её доме сразу появились сёстры, но только за тем, чтобы поделить наследство: «… захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». И единственная подруга Матрёны, когда в слезах прибежала к рассказчику с печальным известием, вспомнила о вязаной кофточке Матрёны, которую забрала не столько в память о подруге, сколь с тем, чтобы сёстрам не досталось.

«Наверно, так надо было…» — недоумённо говорит рассказчик.

А на поминках все много пили, громко говорили «совсем уже не о Матрёне», пели «Вечную память», но голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства»

Наверно, всё-таки не так надо было относиться к этой женщине.

С уходом Матрёны рушится и Матрёнин мир, особый мир праведника. Всё по брёвнышку растащили родственники, жадно поделив между собой наследство. Но не поняли они, что в их жизни со смертью Матрёны стало меньше добра, милосердия, сострадания, теплоты, которую излучала эта уже немолодая женщина.

А.И. Солженицын в  рассказе показал разрыв каких бы то ни было нравственных связей между людьми, которыми движет лишь ненасытная жажда наживы, которые глухи к чужому горю, а иногда просто жестоки в своём безразличии: «Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – потом зарезать и иметь сало».

Не сбылись мечты героя-рассказчика о «тихом уголке России», где только б радовался жизни, слушая пение соловья.

А.И. Солженицын оставляет читателя не только в горьких раздумьях о судьбе Матрёны-праведницы, но и ставит его перед выбором: жить всю жизнь в погоне за нарядами, которые часто приукрашивают уродов и злодеев, «выбиваться, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», или жить в душе с Богом, милосердным и справедливым, как жила Матрёна.

Всё остальное на твоё усмотрение. О Солженицыне сегодня. Пока не знаю. Завтра еще подумаю.

Оцените работу!

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нас в соцсетях!

Подарите стикер участнику
39.00 руб.
44.00 руб.
44.00 руб.
44.00 руб.
49.00 руб.
49.00 руб.
59.00 руб.
59.00 руб.
Оплачивая покупку Вы соглашаетесь с Договором оферты
Стикер появится на странице участника в течение 24 часов

Добавить комментарий